Новости и статьи
Регистрация торговой марки для IT компании, услуг, программ — Украина, США, Европа
- Название компьютерных программ, мобильных приложений, IT-продуктов являются торговыми марками.
Любое оригинальное название и/или изображение (логотип) любого программного обеспечения безусловно можно считать торговой маркой, то есть обозначением, которое позволяет потребителям и конкурентам отличить программы, приложения, созданные и реализуемые на рынке определенной IT-компанией от программных продуктов других подобных предприятий или программистов.
Примеров известных брендов программных продуктов в мире огромное множество. Большинство таких названий, логотипов являются зарегистрированными товарными знаками в стране производителя и на территориях других государств, в которых реализуются IT-товары.
Зарегистрированная торговая марка, бренд принадлежат ее собственнику – юридическому или физическому лицу. Никто другой (кроме владельца) не имеет права использовать такое же или схожее до степени смешения обозначение (слово, лого) на определенной территории для тождественных и однородных товаров (программных продуктов).
Таким образом, если IT-фирма или АйТи-специалист лично имеет созданную компьютерную программу, мобильное приложение с оригинальным названием и логотип, которые еще не зарегистрированы в качестве торговых марок, то эта компания или программист не являются собственниками этого бренда. Конечно, если такое программное средство, например, создано по уникальному заказу исключительно для одного лица, то, можно предположить, что название этого продукта не будет широко позиционироваться на рынке. В таком случае регистрация названия программы вряд ли является обязательным и необходимым условием. Но, если IT-продукт реализуется или планируется реализовываться массово, то необходимость регистрации названия и логотипа для приложения, базы данных, программы является необходимой процедурой.
Несколько аргументов о преимуществах зарегистрированной торговой марки для АйТи-продуктов:
— наличие гарантий и страховки «не попадания» под правовое действие других торговых марок в данной области программирования, избегания возможных претензий со стороны других производителей IT за нарушение прав на имя, лого, например, программы;
— приобретение исключительного права собственности на оригинальные названия собственных разработок;
— возможность предоставлять лицензии другим лицам на свои бренды, логотипы (например, по франшизам);
— возможность получать роялти (оплату) за предоставленные лицензий;
— исключительное право запрещать другим лицам использовать торговые марки для однородных товаров/услуг, в том числе защищать свои права в судах и в досудебном порядке;
— право продать зарегистрированный бренд, название продукта в комплекте, например, стратапа (не зарегистрированное тм невозможно официально оценить и продать);
— подтверждение права собственности на название программы, приложения любым лицам при установлении деловых отношений, а также на любых онлайн магазинах, сервисах, маркетплейсах, интернет-площадках;
— официальное подтверждение для рекламных агентств, СМИ;
— и многие другие полезные функции.
Для процедуры регистрации и защиты торговой марки для IT-бизнеса необходимо выбрать и указать официальные названия товаров, характеризующих it-продукты. Для этого используют перечень названий продуктов и сервиса, который известен как «Ниццкая классификация товаров и услуг». Все «продукты», созданные (написанные) с помощью исходного кода, являются «компьютерными программами», которые в соответствии с указанной классификацией относятся к конкретному 9 (девятому) классу международной . Например: «программы компьютерные; программное, аппаратное обеспечение компьютерное; приложения компьютерные; платформы программного обеспечения; компьютерное программное обеспечение игровое; программное компьютерное обеспечение для управления операциями по криптовалютным активам по блокчейн-технологии; другие». К каждому из товаров обязательно прилагается термин «записанные или загруженные».
- Торговая марка для имени IT-компании, которая не создает программное обеспечение для продажи, но предоставляет услуги программирования, сервисного обслуживания.
Если предприятие не производит программное обеспечение для продажи, но осуществляет сервис по программированию, обслуживанию программ, веб-сайтов, мобильных приложений для других лиц, то название, бренд этой организации или физического лица-предпринимателя может быть зарегистрировано как торговая марка именно для услуг программирования. Такие услуги сформулированы и относятся к 42 классу «Ниццкой классификации товаров и услуг», например: «компьютерное программирование; обеспечение информацией о компьютерных технологиях и программирование с помощью веб-сайтов; услуги по компьютерному программированию для обработки информации; компьютерное программирование смарт-контрактов на платформе блокчейна, создание и обслуживание веб-сайтов для других».
Разумеется, IT-фирма имеет право подать заявку и получить регистрацию на торговую марку, логотип, название одновременно: в отношении товаров 9 класса (программное обеспечение как «товар») и услуг 42 класса (программирование как «услуга»).
- Регистрация торговой марки Украины для IT, стоимость, сроки.
Регистрация любой торговой марки является «территориальной» – то есть в какой стране бренд зарегистрирован – на той территории он и имеет защиту. В других государствах и регионах не зарегистрированное обозначение не имеет правовой охраны.
Цена регистрации торговой марки для IT бизнеса, услуг, сервиса, программ, приложений составляет:
– от 200 USD для резидентов Украины;
– от 600 USD для нерезидентов.
Срок процедуры от 18 до 30 месяцев.
Зарегистрированная тм действует 10 лет, с правом продления на следующие десять лет.
- Регистрация торговой марки для IT-продуктов в США, стоимость, процедура.
В США в области интеллектуальной собственности действует особое национальное законодательство. Соответственно, процедура и условия регистрации trademark US имеют существенные нюансы, значительно отличающиеся от международных законодательных норм и от особенностей в других странах.
Далее перечислены основные отличия законодательства США в области торговых марок и сервисных знаков.
Оформление и подача заявки. Некоторые украинские и другие ресурсы юридических предприятий декларируют то, что «заявку на регистрацию торговой марки США можно оформить и подать онлайн на сайте Патентного офиса США – United States Patent and Trademark Office (USPTO)». Это действительно так, но не для резидентов Украины или других стран (кроме США). Советуем не тратить на это время. Если Вы или Ваша компания нерезидент США, Вам в любом случае необходимо обращаться в патентный офис США исключительно через сертифицированных и уполномоченных адвокатов, поверенных США.
Описание названия, лого. Законодательство США требует тщательного описания слова и/или изображения обозначения, которое подается в патентное ведомство: происхождение и семантическое содержание словесной части; перевод, если слова не на английском языке; вид шрифта; описание всех художественно-графических элементов; расположение слов и рисунков в составе знака; описание цвета каждого элемента.
Disclaimer. Исключение из правовой охраны элементов, которые не могут быть зарегистрированы – словесных и визуальных. Например, возникла необходимость зарегистрировать в США trademark «RetroSound — software for music» для товара » computer program for playing sound files, download». Словосочетание «software for music» следует указать как «Disclaimer» потому, что оно непосредственно напрямую указывает на вид товара, и не может быть зарегистрировано, то есть эти слова не могут получить «правовую охрану». В составе знака это словосочетание останется при регистрации, но во всех документах по этой trademark US будет указано, что это словосочетание «software for music» в данной торговой марке не охраняются. Основная охрана будет предоставлена словосочетанию «RetroSound». Если в заявке на регистрацию trademark US в подобных случаях не указать «Disclaimer» – заявителю (или его представителю) будет отправлен официальный запрос от экзаменатора патентного ведомства США с предложением-требованием внести исправлений. Ответ на такой запрос может стоить 300-600 долларов, и оформляется исключительно с помощью патентного поверенного, адвоката США. Если патентному ведомству не предоставить правильный своевременный ответ – заявка будет прекращена и торговая марка не будет зарегистрирована.
Классификация товаров, услуг для trademark US.
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что американские торговые марки не принято регистрировать для всех без исключения товаров или услуг какого-то определенного класса. То есть, конечно, Вы имеете полное право указать множество товаров, которые входят в конкретный класс, как это во многих случаях делают в Украине и в других государствах тоже, мотивируясь тем, что «все равно платим за весь класс» и «на перспективное будущее». В США это «не работает», потому что каждые 5 лет необходимо обязательно фактически подтверждать и доказывать использование зарегистрированной торговой марки для КАЖДОГО указанного товара или услуги (об этом подробнее – далее).
Второе, это то, что множество наименований продуктов и сервисов США (именно для регистрации брендов) не совпадает или имеет особенности формулировки по сравнению с международной «Ниццкой классификацией товаров и услуг». В целом патентное законодательство США соблюдает порядок группировки товаров/услуг в соответствии с международной классификацией товаров и услуг, но многие формулировки являются другими – более сложными и подробными. Это означает, что в случае применения неправильных формулировок товаров, Вам опять же будет отправлено письмо-запрос от государственного эксперта по торговым и сервисным знакам США с предложением применить «правильную» терминологию. Стоимость оформления и направления ответа на такой запрос будет составлять от 400 долларов, и, опять же, это делается обязательно с помощью патентного юриста США. В случае отсутствия ответа на письмо эксперта делопроизводство будет прекращено, и trademark не зарегистрируют. Хотя в некоторых случаях, эксперты предупреждают что если заявитель тм не среагирует на запрос, то патентный офис самостоятельно осуществит необходимые корректировки названий продуктов и услуг и зарегистрирует знак, если нет других возражений или препятствий. Следует очень внимательно изучать сообщения патентного офиса США.
Правовое основание для оформления торговой марки США.
При подаче заявки необходимо указать основание для регистрации (Basis for filing a Trademark US Application). Это могут быть:
— современное (на момент подачи заявки) реальное использование бренда на территории Америки именно для тех продуктов/услуг, для которых необходимо получить правовую охрану (use in commerce); в данном случае для IT;
— если реального использования знака еще нет, то указывается «намерение использовать бренд в будущем» (intend to use);
— торговая марка по территории Соединенных Штатов может быть заявлена в рамках «международной заявки по Мадридской системе», в таких случаях «реальное использование» или «намерение по использованию в будущем» указывать не нужно;
— также заявка может быть подана на основании уже существующей иностранной заявки или на основании иностранной зарегистрированной тм в другой стране Парижской Конвенции.
Зарегистрированную торговую марку США нужно продлевать каждые 5 лет. Кроме того, одновременно с продолжением обязательно предоставляется документальное подтверждение и доказывание реального использования бренда на территории Соединенных Штатов именно для всех тех товаров и услуг, для которых знак зарегистрирован. Таким образом, практика и опыт доказывают, что не следует регистрировать американские названия или логотипы для большого количества формулировок товаров или сервисов, потому что если не будет возможности доказать применение бренда, то «недоказанные» названия продуктов/сервиса необходимо изымать из правового объема торговой марки. Естественно, что это дополнительные затраты, время и действия.
Стоимость регистрации торговой марки США для IT-бизнеса может составить 1300 – 1800 USD, и более, в зависимости от разных факторов.
Срок процедуры регистрации ориентировочно от 18 и более месяцев.
- Торговая марка Европейского союза для IT-компании.
Любое лицо, в том числе и резидент Украины, имеет право получить регистрацию торговой марки Евросоюза одновременно для 27 стран.
Стоимость регистрации EU trade mark – 1550 евро и более, в зависимости от количества классов, необходимости предварительного поиска для выявления конфликтных обозначений, и от других условий.
Срок процедуры – 8-10 месяцев.
Особенности.
Нерезиденты Украины вправе обращаться в офис Европы по торговым маркам и дизайнам исключительно через европейского патентного поверенного. Если IT-предприятие, или физическое лицо (программист, «АйТишник»), например, зарегистрированы на территории одной из стран Европейского Союза, то патентный представитель не требуется. Возможна регистрация бреда онлайн.
Торговая марка по территории Евросоюза может быть заявлена как в индивидуальном порядке, так и в рамках «международной регистрации по Мадридской системе».
Зарегистрированный бренд Европы действует 10 лет с возможностью продления.
- Международная торговая марка для IT-сервиса, компьютерных программ, приложений, веб-сайтов.
Всем известны примеры, когда АйТи предприятие действует на территориях нескольких стран. В таких случаях возникает необходимость защиты бренда, логотипа продукции или услуг фирмы в разных государствах и регионах одновременно или поэтапно. Для этого уместно использовать процедуру международной регистрации торговой марки по Мадридской системе.
Участниками Мадридской системы являются более 130 стран мира.
При оформлении международной заявки на регистрацию отличительного знака существует возможность указать только одну страну или сразу же несколько стран, и/или регион (например — Евросоюз). Заявка через национальное ведомство страны происхождения (например — Украины) направляется в Женеву (Всемирную организацию интеллектуальной собственности) и после формальной проверки и уплаты международной пошлины документы на торговую марку направляются из Женевы в каждую указанную страну регистрации. В каждом патентном офисе каждого государства осуществляется отдельная и независимая экспертиза регистрируемого обозначения. В результате такой экспертизы знак приобретает охрану или получает отказ на определенных законодательных основаниях.
Для избегания «отказов в регистрации торговой марки» рекомендуется:
— максимально креативно отнестись к разработке максимально оригинального бренда;
— провести исследование торговых марок других стран в отношении придуманного слова, названия (не «погуглить», а обратится к профессионалам, которые имеют опыт работы с официальными базами торговых марок разных стран).
Цена такого поиска торговых марок может составлять от 150 евро и значительно больше, в зависимости от разных факторов.
Стоимость регистрации международного бренда, например, для пяти стран (Китай, Южная Корея, Индия, Турция, Индонезия), для одного класса IT-товаров (компьютерные программы), может составлять:
1900 CHF швейцарских франков (в т.ч. 2500 грн. оплата в Украине, 653 CHF базовая пошлина, 702 CHF за пять стран, 500 CHF – услуги).
Срок процедуры 18 – 30 месяцев (в зависимости от стран), срок действия 10 лет.
Более подробную информацию о международной регистрации торговых марок можно найти и прочитать на этом же веб-сайте, например:
Отправить запрос на регистрацию торговой марки для IT:
+380674470026 (мессенджеры)
Рыбалко Игорь, руководитель отдела торговых марок
Авторы:
+380672097889 (мессенджеры)
Сухарев Станислав
+380971011160 (мессенджеры)
Сухарев Роман