Зачем регистрировать торговую марку, логотип

Зачем регистрировать торговую марку, логотип

 

  1. Преимущества использования зарегистрированной торговой марки, логотипа, знака

Государственная регистрация торговой марки, логотипа предоставляет Вам:
Исключительное право на использование Вашей торговой марки, логотипа, знака.
Исключительное право разрешать использование Вашей торговой марки другим лицам.
Исключительное право препятствовать неправомерному использованию Вашей торговой марки, в том числе запрещать другим лицам использовать Вашу торговую марку, логотип, товарный знак, без Вашего разрешения, за исключением случаев, когда использование торговой марки не признается нарушением прав собственника свидетельства в соответствии с законом.
Право возбуждать судебные дела против несанкционированного использования Вашей запатентованной торговой марки и требовать от нарушителя возмещения причиненных убытков.
Право передавать (продавать) имущественные права на торговую марку.
Право проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку о его регистрации в Украине.
Право требовать устранения с товара (его упаковки) незаконно использованной торговой марки, логотипа или обозначения, схожего с данным знаком настолько, что их можно перепутать в отношении однородных товаров и услуг.

Комментарий:
«Предупредительная маркировка» — это проставление рядом с торговой маркой или с логотипом символа (R), который указывает, что эта торговая марка зарегистрирована на территории Украине или другой страны. Так же предупредительной маркировкой является обозначение (tm, тм), которое указывает на то, что заявка на регистрацию данной торговой марки находится на рассмотрении в государственной патентной экспертизе Украины. Как показывает практика, использование вышеописанных символов свидетельствует о дополнительных свойствах товара, в частности, подтверждение его особенного, фирменного статуса, присущего товарам высокого качества. Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»»: «Владелец свидетельства имеет право: предоставить любому лицу разрешение-лицензию на использование знака или на основании лицензионного договора; проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку, которая указывает на то, что данный знак официально запетнтован в Украине».
 
К сведению.
Если деятельность владельца свидетельства на знак для товаров и услуг связана не с производством товаров или услуг, а связана с ведением посреднической деятельности, то он имеет право проставлять свой зарегистрированный знак рядом или вместо товарного знака (торговой марки) производителя или лица, которое предоставляет услуги при наличии договоренности между ними.
 
Государственная регистрация торговой марки, логотипа, знака предоставляет Вам право исключительной собственности на Ваш торговый знак: после регистрации логотипа Вы становиться владельцем, а знак — Вашей собственностью. Торговая марка, знак, логотип может быть самостоятельным товаром и становится таковым с момента его государственной регистрации.
Реклама торговой марки или логотипа гораздо дешевле и эффективнее, чем реклама собственно всего ассортимента товаров или услуг.
Запатентованная тм и наличие действующего Свидетельства Украины на знак для товаров и услуг предоставляет возможность полной продажи или частичной продажи — передачи прав на эту торговую марку, товарный знак.
Увеличение нематериальных активов предприятия, за счет осуществления оценки торговой марки (выявления ее рыночной стоимости), и как следствие привлечение кредитов и инвестиций, а так же отчислений роялти владельцу торговой марки по лицензии.
Внесение права собственности физического лица (физических лиц) на зарегистрированный знак, торговую марку или права на его использование, как свой взнос в уставный фонд предприятия, которое создается или уже работает, то есть использование указанных прав в качестве инвестиций.
Продажа прав на торговую марку более поздним заявителям на тождественные и схожие обозначения.
Предоставление лицензий на использование Вашей торговой марки заинтересованным лицам бесплатно или за оплату в виде платежей роялти.

  1. Функции торговой марки, логотипа

Запатентованная тм, знак, логотип выполняют следующие функции:
— фиксирует отличительные особенности производимых Вашим предприятием товаров или услуг;
— дает имя, название Вашим товарам или услугам;
— позволяет потребителю узнавать и запоминать продукцию или услуги именно Вашего производства;
— доносит до потребителя информацию о товарах и услугах Вашего предприятия;
— стимулирует стремление купить именно Ваши товары или услуги;
— символизирует гарантию качества Ваших товаров или услуг.
Несколько вышеописанных функция торговой марки,  формируют три основных функции:
Отличительная (индивидуализирующая) функция — торговая марка служит для фиксации отличительных особенностей производимых Вашим предприятием товаров или услуг. На перенасыщенных отечественном и зарубежном рынках производимые Вами товары или услуги, маркированные Вашим логотипом, не затеряются и перестанут быть анонимными. Знак и/или торговая марка, как таковые, дают определенное имя, визуальный и смысловой образ товарам и/или услугам, которые производит и/или реализует Ваше предприятие или лицо-предприниматель.
Гарантийная функция — торговая марка (товарный знак) призван символизировать гарантию качества товаров или услуг, производимых Вашим предприятием. В случае, когда Вы достигли хорошего качества выпускаемой продукции, значение логотипа возрастает неизмеримо: именно Ваш знак для товаров и услуг будет ассоциироваться с качеством Вашей продукции. Для потребителей знак и/или торговая марка служат своеобразным указателем, путеводителем в рыночном лабиринте, привлекающим внимание именно к данному товару или услуге, и одновременно — торговая марка становится гарантом обещанного качества!
Рекламная функция — Ваша тм должна позволять потребителю узнавать и запоминать продукцию или услуги именно Вашего производства, а так же стимулировать стремление купить именно Ваши товары или услуги. Торговая марка — атрибут рыночной экономики и он является, эффективным и, конечно, цивилизованным средством для продвижения Вашей продукции на рынок. Торговая марка (логотип) — общепризнанный элемент добросовестной конкуренции и играет значительную роль в развитии рыночного хозяйствования на фоне не всегда корректной конкурентной борьбы. В ситуации, когда потребитель получает право и возможность выбора товара или услуги, а поставщик — извлекает выгоду из производства или продажи своей продукции, юридическая охрана торговой марки приобретает первостепенное значение. Зарубежные и ведущие отечественные специалисты утверждают, что  в современной экономике территория рынков — это плацдарм товарных знаков и торговых марок. Рекламная функция торгового знака состоит в том, что на основе психологического влияния на потребителя обеспечивается стойкий интерес к определенному товару, который маркируется торговым знаком, и его производителя, который обеспечивает такую популярность. То есть торговая марка — это неотъемлемый элемент рекламы, с помощью которой устанавливается связь товара или услуги с их производителем и потребителем этих товаров или услуг.
Три основные, вышеописанные функции торговой марки (отличительная, гарантийная, рекламная), формируют главнейшую для любого предпринимателя функцию — экономическую.
В условиях рыночной экономики, по данным статистики, до 97% реализуемых товаров и услуг маркируются соответствующими торговыми марками. 70% потребителей приобретают товары и услуги, маркированные только определенными торговыми знаками. Хорошо известная, активно рекламируемая торговая марка помогает владельцу данной тм укрепить позиции на рынке, способствует успешной коммерческой реализации товаров и услуг. Тем самым правильно и эффективно используемый знак для товаров и услуг предоставляет его владельцу возможность получить дополнительную прибыль и нередко диктовать (устанавливать) определенную ценовую политику для своих товаров или услуг (в зависимости от рыночной и экономической ситуации). Особенно это касается «марочной», пользующейся спросом продукции. Патентование или регистрация — это «легализация» или материализация виртуального продукта (знака, торговой марки) в реальном, предметном свете.
Зарегистрированная, запатентованная торговая марка может иметь определенную стоимость, выраженную в финансовом эквиваленте. Соответственно такая торговая марка может и должна являться нематериальным активом предприятия – собственника торговой марки (об оценке торговых марок читать здесь — ссылка).
Нематериальный актив в виде прав на торговую марку, в соответствии с действующим законодательством Украины, возможно вносить в уставной капитал вместо имущества, финансов и других материальных ценностей, для чего необходима лишь добрая воля всех учредителей. Использование интеллектуальной собственности в виде, например — торговой марки, в уставном капитале дает возможность:
— сформировать значительный по своим размерам уставной капитал без отвлечения денежных средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и инвестициям, используя интеллектуальную собственность – торговую марку как объект залога на уровне с другими видами имущества. Прежде всего — это касается предприятий, которые создаются с участием иностранных инвесторов. Внесение стоимости интеллектуальной собственности – торговых марок, патентов в уставные фонды создаваемых предприятий дает возможность их собственникам претендовать на контрольные пакеты акций этих предприятий.
— амортизировать интеллектуальную собственность – право на торговую марку в уставном капитале и заменить ее реальными денежными средствами, включая амортизационные отчисления на себестоимость продукции, то есть капитализировать интеллектуальную собственность – торговую марку.
— физическим лицам и предприятиям — владельцам интеллектуальной собственности – торговых марок стать основателями (собственниками) во время организации дочерних и самостоятельных фирм без отвлечения денежных средств.
Как правило, каждый инновационный проект должен начинаться с формирования портфеля объектов интеллектуальной собственности, в т.ч. портфеля торговых марок, брэндов, патентов. Без государственного оформления и закрепления прав на такие объекты, а также определения в рамках действующего законодательства их стоимости, ожидаемого коммерческого результата достичь практически невозможно. Мировой опыт свидетельствует о том, что удельный вес интеллектуальной собственности может достигать 35 % капитала производственных фирм и предприятий (в США стоимость одного действующего коммерческого патента составляет в среднем $ 500 тис.), а в некоторых отраслях общественного производства она значительно превышает по своей стоимости классические имущественные объекты.
Рыночная цена торговой марки может определятся при продаже лицензии на его использование другому лицу и зависит от качества самого знака, например, от его значительности, привлекательности, запоминаемости, но самое главное – от его известности на рынке товаров и услуг на конкретной территории. Западные и ведущие отечественные фирмы очень внимательно относятся к разработке собственного торгового знака. Стоимость разработки вариантов знака может достигать десятков тысяч долларов и более. Мировые финансисты со ссылкой на журнал «Financial World» оценивают один знак Nintendo в сумму $ 5, 787 млн. Продолжительность и территории использования тм также влияют на ее стоимость. Дорогим торговый знак становиться тогда, когда он станет «сильным», когда он продвинут, т.е. когда в результате его рекламирования в средствах массовой информации и длительной работе на рынке с высоким качеством товаров или услуг, маркируемых определенным знаком, он становиться известным. Очень часто «сильный» торговый знак (тм) становиться дороже стоимости фирмы его использующей. Такими, например, являются всем известные знаки «ADIDAS«, «Coca — Cola«, «Marllborо«, «Neskafe«, «MacDonald’s» и многие другие.
Во всем мире владельцы запатентованных торговых марок надеются на то, чтобы этот ценный объект стал стимулом для инвестиций и имел надежный уровень правовой защиты.
Как таковая, зарегистрированная (запатентованная)  торговая марка — это обязательный атрибут конкурентной экономической среды.
Торговая марка в современных условиях стала способом общения между предпринимателем, который производит товары или предлагает услуги, и потребителем, помогая потребителям отличить товары или услуги разных предпринимателей и производителей однородных товаров или услуг.
Наличие зарегистрированных, запатентованных знаков, логотипов является важнейшим «козырем» любой компании в деловых переговорах, а стоимость «раскрученных» торговых марок достигает сотен миллионов долларов. Репутация фирмы, ее новые предпринимательские методы, усовершенствованная продукция, прогрессивные формы торговли закрепляются в сознании потребителя, ассоциируясь с товарным знаком – торговой маркой и приносят его владельцу стабильную прибыль.
 

  1. Криминальная ответственность за нарушение прав на торговую марку

Криминальный кодекс Украины
Статья 229. Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования,
квалифицированного указания происхождения товара.
1. Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара, или иное умышленное нарушение права на эти объекты, если это причинило материальный ущерб в значительном размере,
—  наказываются штрафом от двухсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией соответствующей продукции, орудий и материалов, предназначенных для ее изготовления.
2. Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или причинили материальный ущерб в крупном размере,
—   наказываются штрафом от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией соответствующей продукции, орудий и
материалов, предназначенных для ее изготовления.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения или организованной группой, или если они причинили материальный ущерб в особо крупном размере,
—  наказываются штрафом от двух тысяч до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех
лет или без такового и с конфискацией и уничтожением соответствующей продукции, оборудования и материалов, которые специально использовались для ее изготовления.
Примечание. Материальный ущерб считается причиненным в значительном размере, если его размер в двадцать и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, в крупном размере — если его размер в двести и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а причиненным в особо крупном размере — если его размер в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
 
Контакты и консультации:
Рыбалко Игорь, руководитель отдела торговых марок
brand@unite.ua
+ 38 044 259 93 07
+ 38 067 44 700 26
 
Сухарев Станислав, патентный поверенный, директор
patent@unite.ua
+ 38 044 259 83 05
+ 38 067 209 78 89
Патентна фірма «Єдність»
Киев, Украина

Как нас найти

ЗАКРЫТЬ